КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

(от ср.-век. лат. camera - комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) - вид муз. искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для К. м. характерны специфич. инстр. составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности муз. изложения: тенденция к равноправию голосов, детализация мелодич., интонац., ритмич. и динамич. выразит. средств, искусная и многообразная разработка тематич. материала. К. м. обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки К. м. восходят к эпохе средневековья, термин "К. м." утвердился в 16-17 вв. В этот период под К. м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придв. музыка и наз. "камерной", а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов. Самый ранний из известных образцов К. м. - "L'antica musica ridotta alia moderna" Н. Вичентино (1555). В 1635 в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные "Concert da camera". В качестве кам. вок. жанров в 17 - нач. 18 вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В 17 в. наим. "К. м." было распространено на инстр. музыку. Высшей инстр. формой стала циклич. соната. Наиб. распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями - церк. и кам. сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопр. или с сопр. basso continue; см. Генерал-бас). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continue) сонат создал А. Корелли. В 17 в. возник и жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и кам. разновидности. К сер. 18 в. это подразделение постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой). Во 2-й пол. 18 в. в творчестве И. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классич. виды инстр. ансамбля - соната, трио, квартет и др., сложились типич. инстр. составы этих ансамблей, установилась тесная связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для которого она предназначена. Обладающий богатыми выразит. возможностями инстр. ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов 1-й пол. 19 в. (Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы инстр. К. м. создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в 20 в. - К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, А. Шёнберг, А. Берг, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др. В России распространение кам. музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инстр. ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина. Большое внимание уделяли кам. ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, для. С. И. Танеева кам. ансамбль стал осн. родом творчества. Исключительно богато и многообразно кам. инстр. наследие сов. композиторов; его гл. линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), лирико-философская и трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая (С. Ф. Цинцадзе, К. Караев, Б. Н. Лятошинский, X. Эллер и др.). В соч. 60-80-х гг. (А. Г. Шнитке, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, Б. А. Чайковского и ср.) получили развитие идеи нравств.-этич. значения. В процессе историч. развития стиль К. м. претерпел значит. изменения, сближаясь то с симфоническим, то с концертным ("симфонизация" смычковых квартетов у Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайкоэско-го, черты концертности в "Крейцеровой" сонате Л. Бетховена, в скр. сонате С. Франка, в ансамблях Э. Грига). В 20 в. наметилась и противоположная тенденция - сближение с К. м. симф. и конц. жанров, особенно при обращении к лирико-психологич. и философским темам, требующим углубления во внутр. мир человека (см. Камерная симфония). Особым жанром К. м. являются кам. инстр. миниатюры. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: фп. "песни без слов" Мендельсона, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, фп. соч. малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, "Маргиналии" Я. Ряэтса, скр. пьесы типа "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, прелюдии для разл. инстр. Цинцадзе и др. С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. искусстве заняла вок. К. м. (в жанрах песни и романса). Исключит. внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вок. миниатюры, а также вок.-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы вок. К. м. создал И. Брамс. На рубеже 19-20 вв. появились композиторы, в творчестве которых кам. вок. жанры заняли ведущее положение (X. Вольф в Австрии, А. Дюпарк во Франции). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); исключит. художеств. высот достигли в кам. вок. сочинениях М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Многочисл. романсы и кам. вок.. циклы создали сов. композиторы А. Н. Александров, Ю. В. Кочуров, Ю. А. Шапорин, В. Н. Салманов, Г. В. Свиридов и др. В течение 20 в. сложился отвечающий природе жанра кам. вок. исполнит. стиль, основанный на декламационности и выявлении тончайших интонац.-смысловых деталей музыки. Виднейшей рус. кам. исполнительницей нач. 20 в. была М. А. Оленина-Д'Альгейм, в СССР - А. Л. Долизо-Соботницкий, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова и др. Крупнейшие совр. заруб. кам. исполнители-вокалисты - Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Л. Маршалл. В 13 в. К. м. предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. 8 19 в. начали устраиваться и публич. кам. концерты (самыми ранними были концерты скрипача П. Байо в Париже в 1314); к сер. 19 в. они стали неотъемлемой составной частью европ. муз. жизни (кам. вечера Парижской конс., концерты РМО в России и т. д.); возникли организации любителей К. м. (Петерб. общество К. м. осн. в 1872). Сов. филармонии регулярно устраивают кам. концерты в спец. залах (Малый зал Моск. конс., Малый зал им. М. И. Глинки в Ленинграде и др.), с 1960-х гг. - и в больших залах. Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX в., М., 1956; Раабен Л., Инстр. ансамбль в рус. музыке, М., 1961; его же, Сов. кам.-инстр. музыка, Л., 1963; его же, Кам. инстр. музыка 1-й пол. XX в. Страны Европы и Америки, Л.. 1986; Мeramann Н., Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz.. 1930- 1933; Salmen W, Haus- und Kammcrmusik, Lpz., 1969 (M sikjrcschichte in Bildcrn, Gd 4, Lfg. 3); Altmann W., KammenKusik-Katalcg. Lpi.,

Описание

(от ср.-век. лат. camera - комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) - вид муз. искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для К. м. характерны специфич. инстр. составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности муз. изложения: тенденция к равноправию голосов, детализация мелодич., интонац., ритмич. и динамич. выразит. средств, искусная и многообразная разработка тематич. материала. К. м. обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки К. м. восходят к эпохе средневековья, термин "К. м." утвердился в 16-17 вв. В этот период под К. м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придв. музыка и наз. "камерной", а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов. Самый ранний из известных образцов К. м. - "L'antica musica ridotta alia moderna" Н. Вичентино (1555). В 1635 в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные "Concert da camera". В качестве кам. вок. жанров в 17 - нач. 18 вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В 17 в. наим. "К. м." было распространено на инстр. музыку. Высшей инстр. формой стала циклич. соната. Наиб. распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями - церк. и кам. сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопр. или с сопр. basso continue; см. Генерал-бас). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continue) сонат создал А. Корелли. В 17 в. возник и жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и кам. разновидности. К сер. 18 в. это подразделение постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой). Во 2-й пол. 18 в. в творчестве И. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классич. виды инстр. ансамбля - соната, трио, квартет и др., сложились типич. инстр. составы этих ансамблей, установилась тесная связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для которого она предназначена. Обладающий богатыми выразит. возможностями инстр. ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов 1-й пол. 19 в. (Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы инстр. К. м. создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в 20 в. - К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, А. Шёнберг, А. Берг, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др. В России распространение кам. музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инстр. ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина. Большое внимание уделяли кам. ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, для. С. И. Танеева кам. ансамбль стал осн. родом творчества. Исключительно богато и многообразно кам. инстр. наследие сов. композиторов; его гл. линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), лирико-философская и трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая (С. Ф. Цинцадзе, К. Караев, Б. Н. Лятошинский, X. Эллер и др.). В соч. 60-80-х гг. (А. Г. Шнитке, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, Б. А. Чайковского и ср.) получили развитие идеи нравств.-этич. значения. В процессе историч. развития стиль К. м. претерпел значит. изменения, сближаясь то с симфоническим, то с концертным ("симфонизация" смычковых квартетов у Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайкоэско-го, черты концертности в "Крейцеровой" сонате Л. Бетховена, в скр. сонате С. Франка, в ансамблях Э. Грига). В 20 в. наметилась и противоположная тенденция - сближение с К. м. симф. и конц. жанров, особенно при обращении к лирико-психологич. и философским темам, требующим углубления во внутр. мир человека (см. Камерная симфония). Особым жанром К. м. являются кам. инстр. миниатюры. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: фп. "песни без слов" Мендельсона, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, фп. соч. малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, "Маргиналии" Я. Ряэтса, скр. пьесы типа "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, прелюдии для разл. инстр. Цинцадзе и др. С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. искусстве заняла вок. К. м. (в жанрах песни и романса). Исключит. внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вок. миниатюры, а также вок.-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы вок. К. м. создал И. Брамс. На рубеже 19-20 вв. появились композиторы, в творчестве которых кам. вок. жанры заняли ведущее положение (X. Вольф в Австрии, А. Дюпарк во Франции). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); исключит. художеств. высот достигли в кам. вок. сочинениях М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Многочисл. романсы и кам. вок.. циклы создали сов. композиторы А. Н. Александров, Ю. В. Кочуров, Ю. А. Шапорин, В. Н. Салманов, Г. В. Свиридов и др. В течение 20 в. сложился отвечающий природе жанра кам. вок. исполнит. стиль, основанный на декламационности и выявлении тончайших интонац.-смысловых деталей музыки. Виднейшей рус. кам. исполнительницей нач. 20 в. была М. А. Оленина-Д'Альгейм, в СССР - А. Л. Долизо-Соботницкий, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова и др. Крупнейшие совр. заруб. кам. исполнители-вокалисты - Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Л. Маршалл. В 13 в. К. м. предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. 8 19 в. начали устраиваться и публич. кам. концерты (самыми ранними были концерты скрипача П. Байо в Париже в 1314); к сер. 19 в. они стали неотъемлемой составной частью европ. муз. жизни (кам. вечера Парижской конс., концерты РМО в России и т. д.); возникли организации любителей К. м. (Петерб. общество К. м. осн. в 1872). Сов. филармонии регулярно устраивают кам. концерты в спец. залах (Малый зал Моск. конс., Малый зал им. М. И. Глинки в Ленинграде и др.), с 1960-х гг. - и в больших залах. Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX в., М., 1956; Раабен Л., Инстр. ансамбль в рус. музыке, М., 1961; его же, Сов. кам.-инстр. музыка, Л., 1963; его же, Кам. инстр. музыка 1-й пол. XX в. Страны Европы и Америки, Л.. 1986; Мeramann Н., Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz.. 1930- 1933; Salmen W, Haus- und Kammcrmusik, Lpz., 1969 (M sikjrcschichte in Bildcrn, Gd 4, Lfg. 3); Altmann W., KammenKusik-Katalcg. Lpi.,

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма