Народный ВИА "Самоцветы"

Популярность в СССР ВИА "Самоцветы" в 70-е годы ХХ века сравнима с популярностью самых известных рок-групп того времени на Западе. Ансамбль стал альма-матер для многих исполнителей современной эстрады и даже рок-музыкантов. Об этом вокально-инструментальном ансамбле, песнях, которые стоит послушать, рассказывает ProstoSound.





Точную дату создания ВИА «Самоцветы» указать никто не может, есть отдельные значимые даты в биографии коллектива, но не более того. Первая репетиция коллектива состоялась  в конце 1970 года, а первый свой концерт ансамбль, еще не имевший названия, отыграл  31 июля 1971 года. Само название «Самоцветы» появилось только в октябре 1971 года.

Своим рождением ансамбль обязан Юрию Маликову, которому по окончанию Московской консерватории по классу контрабаса, посчастливилось поехать на выставку ЭКСПО-70 в Японию. Здесь он проникся современной музыкой, а особенно ее техническими возможностями. Поскольку Маликов уже давно мечтал о собственном ансамбле, все деньги, которые у него были с собой, он потратил на приобретение аппаратуры и инструментов для своего будущего ансамбля. По возвращению домой Маликов начал работу по организации ансамбля, прослушивая музыкантов и отбирая тех, которые подходили под его виденье будущего коллектива. Первые записи ансамбля Маликов принес в редакцию радиопередачи  «С добрым утром!» Главному редактору песни коллектива понравились и их поставили в эфир программы. С этим эфиром связано сразу два события: премьера песни Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру» и конкурс среди радиослушателей, результатом которого стало появление названия ансамбля – «Самоцветы».

Первое «живое» появление «Самоцветов» на публике произошло во время большого эстрадного концерта в московском летнем театре сада Эрмитаж. Несколько исполненных ансамблем песен имели ошеломительный успех у зрителей.

Основу ансамбля составили  Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов и Николай Раппопорт, а в 1972 году после многочисленных прослушиваний к ансамблю присоединились  Юрий Генбачев, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон. Именно в таком составе «Самоцветы» и исполняли песни, ставшие «жемчужинами» не только репертуара самого ВИА, но и всей советской эстрады 70-х годов: «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Добрые приметы», «Верба» (перейдя по ссылке, можно слушать песню ансамбля «Самоцветы»), «Не надо печалиться», «У деревни Крюково»,  «Если сердцем молод», «Горлица», «Снежинка», «Школьный бал», «Там, за облаками», «У нас, молодых», «На земле живет любовь», «За того парня» и другие. Ансамбль сотрудничал как с уже известными на то время советскими композиторами, такими как Марк Фрадкин, Серафим Туликов, Владимир Шаинский, Ян Френкель, Никита Богословский, так и молодыми - Эдуардом Ханком, Вячеславом Добрыниным, Олегом Ивановым,  Давидом Тухмановым. Песню Тухманова  «Мой адрес Советский Союз» стала всенародным хитом и визитной карточкой ансамбля.  

Стиль «Самоцветов» был легко узнаваем, а появившиеся несколько позже  «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Песняры» во многом его наследовали.

 Ансамбль был настолько популярен, что его приглашали на концерты правительственного значения, нередко «Самоцветы» выступали в Кремле, например, на концерте, посвященном началу строительства БАМа.

 Одной из заслуг Юрия Маликова и его коллектива было то, что они исполняли песни, написанные самими участниками ансамбля, а также авторами, не состоявшими в Союзе композиторов СССР, что было довольно рискованно в те времена. Юрий Маликов интуитивно чувствовал потенциал песни. Именно он настоял на том, чтобы включить в репертуар коллектива песню  Вячеслава Добрынина «Все, что в жизни есть у меня», которая не понравилась другим музыкантам.

Начиная с 1972 года «Самоцветы» принимали участие в различных международных песенных фестивалях: в Дрездене, Варшаве, Берлине, Праге, Гаване, Милане.  Ансамбль много гастролировал по СССР, работая на самых крупных площадках Киева, Минска, Алма-Аты, Тбилиси, Ростова, Куйбышева, Уфы, Свердловска, неизменно собирая аншлаги.

В 1975 году в ансамбле начались творческие разногласия и часть музыкантов покинула коллектив, создав собственный ВИА «Пламя». Юрий Маликов не намерен был прекращать деятельность коллектива и набрал новый состав музыкантов, более того, в течение двадцати дней с новым коллективом он подготовил репертуар для сольного концерта.  «Самоцветами» теперь стали Владимир Винокур, барабанщик Владимир Полонский (ранее игравший в ВИА «Веселые ребята»), трубач Валерий Беседин,  аранжировщик и пианист Виталий Кретюк, гитарист Валерий Хабазин, также как и Полонский поигравший в ВИА «Веселые ребята», Елена Кобзева (теперь известная как Преснякова) и Владимир Пресняков (старший), пришедшие из ансамбля «О чем поют гитары». Кроме них в «Самоцветах» побывали исполнители, ставшие звездами советской, а затем российской эстрады 1980-х и 1990-х годов - Алексей Глызин, Владимир Кузьмин, Александр Барыкин, Вячеслав Добрынин, Аркадий Хоралов, Сергей Беликов, Андрей Сапунов (тот самый - один из создателей «Воскресения»).

В преддверии московской Олимпиады 1980 года власти СССР позволили выйти из подполья советским рок-группам, чтобы иностранные спортсмены смоги убедиться в прогрессивности советской власти и социализма. Молодежи стали неинтересны «прилизанные» выступления ВИА и большая часть молодой публики переметнулась к рок-музыкантам. Для ВИА наступили трудные времена, на их концерты стало приходить все меньше и меньше слушателей. «Самоцветы» продолжали бороться за своего зрителя, на протяжении всех 80-х годов коллектив Юрия Маликова продолжал записывать новые песни, гастролировал и при этом собирал полные залы. На руку музыкантам сыграло и то, что ансамблям было разрешено исполнять песни собственного сочинения, а не только то, что писали члены Союза композиторов и Союза писателей СССР. Кроме того, ВИА «Самоцветы» усилиями своего бессменного руководителя получили новую аппаратуру и право репетировать и выступать на сцене московского театра Эстрады. «Самоцветы» в середине 80-х изменили свою стилистику, подготовив более современный репертуар, включив в него рок-баллады, шоу-номера, инструментальные композиции.

Однако бороться на равных с массовой поп-культурой ансамбль не смог. Нашествие поп-групп в конце 80-х отодвинуло «Самоцветы» на задний план. И в какой-то момент Юрий Маликов приостановил деятельность ансамбля. Музыканты более старшего поколения устали от постоянной конкуренции с молодыми поп-звездами, а новому поколению солистов «Самоцветов» было тесно в рамках ансамбля. Дебютировавшие в составе легендарного ВИА, Дмитрий Маликов и Владимир Пресняков-младший выбрали сольную карьеру.

В 1996 году  ВИА «Самоцветы» должен был праздновать свое 25-летие. Юрию Маликову поступило предложение от редакторов программы «Золотой шлягер»  вспомнить некоторые мелодии ансамбля. Маликов согласился и пригласил на съемку программы практически всех музыкантов, которые работали в «Самоцветах».

С этой программы началось возрождение коллектива. Некоторые исполнители возобновили свое сотрудничество с ансамблем. ВИА – частый гость различных ретро-программ и фестивалей. Юрию Маликову активно помогает его дочь, Инна Маликова, создавшая ансамбль «Новые Самоцветы».





Опубликовано на сайте: 24.07.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма