Музыка 80-х годов. Back in the USSR!

80-е годы прошлого века в Советском Союзе с точки зрения развития популярной музыки – один из самых интересных периодов. Такое разнообразие жанров, причем абсолютно противоположных, достаточно редко встречалось в истории русской музыки. ProstoSound вспоминал, чем же запомнились 80-е годы в СССР в музыкальном плане.

Небольшая историческая справка. Поскольку культура всегда неразрывно связана с политикой, а в СССР это было особенно выражено, все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. В частности, музыкальные коллективы проходили через горнило худсоветов, состоящих из консервативных пожилых политработников. Выйти на большую сцену можно было только имея на груди комсомольский значок или партбилет в кармане и будучи штатной единицей филармонии либо официальной концертной организации. До середины 80-х годов страна переживала эпоху застоя, что отражалось и в составе «звезд» эстрады. Единицы новых имен с трудом пробивались наверх сквозь плотный ряд корифеев: Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Льва Лещенко, Софии Ротару, Аллы Пугачевой – завсегдатаев фестивалей «Песня года», исполнявших «идеологически правильный» или, по крайней мере, нейтральный репертуар. В 1985 году в руководстве страны произошли кардинальные перемены, Советский Союз объявил о новом курсе на демократизацию, общество начало перестраиваться и это незамедлительно отразилось на музыкальном мире. Оказалось, что кроме традиционных эстрадных исполнителей, ВИА и прочих «дозволенных партией» форм музыкального самовыражения, в СССР существовала совсем другая музыка. Находившиеся в подполье рок-коллективы покинули подвалы, вместо самиздатовских записей, сделанных на бытовых «катушечниках», появились диски, записанные на профессиональном оборудовании на Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия».

Тексты песен зазвучали намного острее, со сцены и телеэкранов теперь не боялись говорить о том, что еще  каких-то три года назад не выходило за пределы кухонь и курилок.

Советская  эстрада

Эстрада конца 70-х годов отличалась академичностью поведения исполнителей на сцене, строгостью репертуара с редкими импровизациями. Некоторые исполнители, такие как Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев взошли на эстрадный Олимп еще в 50-е – 60-е годы ХХ века. Другие, в числе которых были Лев Лещенко, София Ротару, Алла Пугачева, Валентина Толкунова, Яак Йола, Анне Вески, Людмила Сенчина, Михаил Боярский оставались в эстрадном «мэйнстриме» и заняли свои лидерские позиции лишь на рубеже 70-х – 80-х годов.

И вот 80-ые! «Оковы пали…».  Алла Пугачева, а за ней Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев выдают один за другим  хиты, написанные гениальным композитором Раймондом Паулсом  в сотрудничестве с  поэтами Ильей Резником, Андреем Вознесенским, Михаилом Таничем. Достаточно вспомнить «Маэстро», «Возвращение», «Без меня», «Эй вы там наверху»…. В московском «Ленкоме» Марк Захаров ставит рок-оперу «Юнона и Авось» поэта Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова, которая на долгие годы стала визитной карточкой театра. Отдельные исполнители прорываются на эстраду с «убойными» хитами, как например, Александр Барыкин с песнями «Букет» (на стихи Николая Рубцова) и «Аэропорт», Александр Серов с песней «Мадонна», Михаил Муромов с песней «Яблоки на снегу», Игорь Скляр с песней Игоря Николаева «Комарово», сам Игорь Николаев с песней «Старая мельница».

В большинстве своем, певцы и певицы конца 70-ых начала 80-ых не отличались эмоциональностью поведения на сцене, головокружительными танцевальными па. Максимумом подвижности для большинства было неспешное перемещение по сцене. На их фоне появление на эстраде Валерия Леонтьева в середине 80-х было сродни мощному взрыву. Яркие костюмы, взъерошенные, длинные волосы, самобытная хореография, использование в концертных номерах балета – такой смелости и тяги к новизне не было у его предшественников и коллег по цеху. 1983 год, в самый разгар «андроповщины», Центральное телевиденье снимает концертную программу и Леонтьев, с кудрями ниже плеч, свободно поет и пританцовывает под «Дельтаплан».

Вслед за Валерием Леонтьевым на эстраде появляются совершенно другие исполнители- модные, красивые с удивительной пластикой, великолепными вокальными данными. Яркими представителями этого поколения явились несравненная (в то время совершенно незнакомая широкой публике) Лайма Вайкулле, кумир молодежи Владимир Пресняков (младший), Дмитрий Маликов…

Эпоха «застоя» заканчивалась как в стране в целом, так и на эстраде.

Советский поп

Появление на сцене Валерия Леонтьева, Лаймы Вайкулле предвосхитили развитие в Советском Союзе лучшей поп-музыки. Кроме того, открытие железного занавеса дало возможность западной музыке проникнуть в советский теле - и радиоэфир. Народ узнал, что кроме певучих  итальянских шлягеров, звучащих на фестивале Сан-Ремо, существуют песни «ModernTalking», «BadBoysBlue», Майкла Джексона, других представителей поп-культуры Запада 80-х годов.

В СССР начался поп-бум, первой ласточкой которого стала группа «Мираж», а вершиной, с коммерческой точки зрения, можно назвать группу «Ласковый май». Хотя, кроме них, были и другие: первый советский бойзбенд «НА-НА», группы «Комбинация», «Фристайл», «Электроклуб», «А-Студио», «Любэ»,  «Кар-Мен», Кабаре-дуэт «Академия».

В большинстве своем песни советских поп-исполнителей не отличались глубоким содержанием и разнообразием мелодий, но поскольку они кардинально отличались от песен, наполненных идеологическим пафосом, в народе, особенно среди молодежи, эти песни начали приобретать все большую популярность. Магнито-альбомы, записанные на любительском оборудовании и переписанные с одного кассетного магнитофона на другой, распространялись с неимоверной скоростью и безумными тиражами. И довольно быстро в теле- и радиоэфире поп-музыка начала вытеснять номенклатурную эстраду.

Авторская песня

В СССР огромной популярностью пользовались музыканты, исполняющие авторские песни либо на собственные стихи, либо на стихи поэтов, часто поэтов, вычеркнутых из списков Союза писателей СССР. Стихи в авторской песне составляли ее основу, и именно текстовая составляющая привлекала к себе слушателей. Авторы-исполнители позволяли себе довольно смелые высказывания, которые в повседневной жизни произносились вполголоса. Традиции «шестидесятников» - Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Галича, поддержавших диссидентское движение, в восьмидесятые, после ухода в 1980 году Владимира Высоцкого,  продолжили Юлий Ким, Александр Мирзаян, Александр Ткачев. Многих неугодных авторов-исполнителей власти ограничивали в возможностях выступать с публичной сцены. В песнях отцов-основателей жанра все больше разрабатывалась лирическая линия, но в этих песнях все отчетливее звучали настроения, накопившиеся в обществе: ностальгия по прошлым годам, по молодости, боль потерь и горечь предательств, жажда самосохранения и желание не утратить свои идеалы, боль от редеющего круга друзей, тревоги перед будущим. Все эти настроения отразились в строке песни  Булата Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эти настроения звучат в творчестве Татьяны и Сергея Никитиных, Александра Дольского, Вероники Долиной. Не остались равнодушными к жанру авторской песни и молодые рок-барды Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр Башлачев.

Рок-музыка

На 80-е годы пришелся расцвет русского рока, а с началом перестройки и гласности, у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь уголовного преследования, например за тунеядство или «нарушение общественного порядка». Это не раз случалось с Жанной Агузаровой - солисткой группы «Браво» и Алексеем Романовым - одним из лидеров группы «Воскресенье». А концерты групп «Воскресенье», «Коррозия металла», «Браво» нередко прекращались при помощи милиции. Многие рок-группы выйдя из подполья зазвучали даже с экранов Центрального телевидения, вызвав шок у старшего поколения и абсолютное восхищение у молодежи. Рок-группы стали мощной альтернативой ВИА, которых они в конечном итоге вытеснили из теле- и радиоэфира. В 1980 году в Тбилиси был проведен первый рок фестиваль, на телевидении появилась программа «Музыкальный ринг», участие в которой принимали рок-коллективы. С площадки «Музыкального ринга» свои песни исполняли группы «Аквариум», «Браво», «Секрет», «Машина времени», «Популярная механика» Сергея Курехина, «Кино», «АукцЫон», «Звуки Му» и много других рок групп, в основном из Москвы и Ленинграда.

Конец 80-ых - это расцвет таких групп как «Наутилус Помпилиус», «Кино» «Бригада С», «Зоопарк», «Ария», «Алиса», «ДДТ». Они стали классиками своего жанра, положив начало целому направлению в музыке – «русский рок».

Опубликовано на сайте: 06.12.2012

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Видео дня

2-х летний малыш любит бросать.

Посмотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку

Каждый день новый рейтинг. Не пропустите!
Всего подписчиков - 1197





Простобанк ТВ