Симфонический рок - музыкальный синтез прошлого и будущего

Симфония и рок: могут ли сочетаться традиции симфонической музыки и рока? История показала, что нет ничего невозможного. Результатом такого синтеза стал симфонический рок. ProstoSound изучал особенности этого жанра и выяснял, кто же стал наиболее яркими его представителями, и кому понравится слушать симфонический рок.
Характерные черты симфорока
Симфоническим роком (или симфороком) принято считать музыку, которую исполняли рок-группы конца 60-х - середины 70-х годов прошлого века, тяготевшие к более академическому подходу, нежели, например «психоделики». Симфорок можно отнести к поджанрам прогрессив рока.
Симфорок сочетает в себе прогрессивный рок и классические музыкальные традиции, обращаясь к классическим произведениям, иногда просто цитируя некоторые их фрагменты. Также, в симфороке можно заметить привлечение к исполнению академических исполнителей и симфонических оркестров. Многие произведения сопровождаются классическими инструментами (струнными, духовыми, перкуссией и прочими), а также клавишными и синтезаторами. При этом, нельзя называть симфороком ни рок-обработки произведений классической музыки, ни исполнение рок-композиций академическими коллективами.
Характерными особенностями симфорока можно считать:
- сложность композиций, нетривиальность гармоний, многократные смены ритма;
- большинство альбомов исполнителей симфорока концептуальны и носят эпический характер;
- сочность, богатство и яркая окрашенность звука;
- использование живых музыкальных инструментов от клавишных и духовых до струнных и ударных, таких как фортепиано, флейта, саксофон, ксилофон;
- роль вокалиста отходит на второй план, порой симфороковые команды исполняли исключительно инструментальную музыку;
- вокал довольно высокий и чистый, нередко многоголосие;
- цитирование классических симфонических произведений европейских композиторов, а часто и джазовых и фольклорных мотивов.
Рождение и развитие симфорока
Периодом зарождения симфорока можно считать 1964-1967 годы. Предтечей симфорока стал так называемый барокко-рок. Яркими примерами этого жанра являются произведения «Yesterday» и «Eleanor Rigby» группы «The Beatles», а также «As Tears Go By» группы «The Rolling Stones». В 1967 году свет увидела песня «A Whiter Shade of Pale» группы «Procol Harum». Именно в этой песне впервые были процитированы фрагменты классических произведений, а именно: хора из кантаты «Wachet auf, ruft uns die Stimme» и сюиты для оркестра № 3 Ре мажор Иоганна Себастьяна Баха.
В том же 1967 году группой «The Nice» (в состав которой входил тот самый Кит Эмерсон, основавший впоследствии «Emerson, Lake & Palmer») был записан альбом «The Thoughts of Emerlist Davjack», который музыкальные критики считают первым в истории альбомом в стиле прогрессив рок.
Идеи барокко-рока восприняли и американские музыканты, причем в большинстве своем - исполнители более тяжелой музыки, в частности такие группы, как «Vanilla Fudge», «Iron Butterfly». Британцы «Deep Purple» также попали под влияние барокко-рока, став одними из родоначальников симфорока. В 1968 году классический состав группы с вокалистом Родом Эвансом выпустил альбом «Deep Purple» (известный также как «April» или «Deep Purple III»), а в 1969 году бэнд записал один из первых в истории рок-музыки «Концерт для группы и оркестра» в сопровождении Королевского филармонического оркестра. По прошествии времени, стиль группы заметно изменился и впоследствии она стала одним из апологетов хард-рока, но ее роль в становлении симфорока нельзя переоценить.
Первыми же образцами оформившегося симфорока музыкальные критики называют дебютные альбомы групп «King Crimson», «Emerson, Lake & Palmer», «Yes» и некоторых других.
В начале 1970-х симфорок становится одним из лидирующих и самых востребованных жанров рок-музыки. Группы, исполняющие симфонический рок появляются как грибы после дождя, самые известные из них: «Genesis», «Jethro Tull», «Electric Light Orhcestra».
Упадок симфорока
Однако популярность симфонического рока оказалась скоротечной, и уже к середине 1970-х годов интерес к нему у публики пошел на спад. Причины кроются в самом творчестве музыкантов. С одной стороны, лидеры направления все более усложняли свои произведения, иногда не чувствуя меры и, следствием стал массовый отток слушателей. С другой стороны, большинство групп, появлявшихся в этот период, не пытались найти собственный путь, а лишь подражали корифеям симфо-рока - группам «Yes», «Genesis» и «Emerson, Lake & Palmer», что наводило на мысль о том, что свежих идей никто не ищет.
В конце 1970-х - начале 1980-х, симфорок практически прекратил свое существование в классическом виде, проиграв конкуренцию примитивизму в поп и рок музыке. Ведущие исполнители направления либо распались и отдельные музыканты продолжили работать над сольными проектами, как например пианист Рик Уейкман, покинувший группу «Yes», либо «переформатировались» и стали более коммерческими, как, например «Genesis», в особенности после ухода из группы Питера Гэбриэла.
В середине 1980-х такие группы как «IQ» и «Marillion» возвращают на короткое время интерес к симфороку, ориентируясь на творчество группы «Genesis». Однако и этот интерес продержался у публики довольно недолго.
Впечатляющее видео
В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


более 30 сервисов
Кредиты онлайн на карту за 15 минут
от 0,01%
ставка
до 180 дней
макс срок
до 20 000 грн.
макс сумма