Психоделическая музыка – отрыв от реальности

Загадочное слово "психоделия" широко используется в музыкальной терминологии, особенно по отношению к периоду 60-х годов прошлого века. В эти годы наблюдался прогресс не только в музыке, но и в литературе, изобразительном искусстве, науке, технике. Что послужило источником появления и развития психоделии, и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие музыки, разбирался ProstoSound.





Психоделия родилась в среде хиппи. Это направление в субкультуре связано главным образом с влиянием на человеческое сознание галлюциногенных наркотических веществ, в частности ЛСД, мескалина и прочих. Музыканты экспериментировали с музыкальными формами, инструментами, звуком. Используя наркотические вещества – психоделики, - лучшие музыканты конца 60-х годов прошлого века пытались расширить сознание.

Психоделия нашла отражение и в литературе, и в изобразительном искусстве, но особенно в музыке. Тексты песен того времени пестрят сюрреалистичными образами, яркими красками и открытой пропагандой наркотиков, как проводников в новый мир безграничного сознания.

Расширенное сознание музыкантов рождало новую музыку с использованием звуковых спецэффектов, найденных экспериментальным путем. Активно использовались технические достижения звукозаписи и звукоизвлечения: фидбэк, эхо, звуковые искажения,  наложение звуковых дорожек, проигрывание звуковых дорожек в обратном направлении, различные гитарные приставки, в том числе: «фуззы», «квакушки», другие звукоискажатели. Звуковая палитра расширилась и за счет использования в записях новых инструментов, таких как меллотрон, духовых, а также экзотических инструментов (ситар, талма). Продолжительность композиций значительно увеличилась, и не в последнюю очередь за счет пространных гитарных импровизаций.

Тексты песен, в сравнении с их незамысловатостью 50-х - середины 60-х годов прошлого века, стали намного глубже, превратившись в настоящую поэзию. Разнообразнее  стала и  палитра образов:  космические фантазии, размышление о потустороннем мире, сюрреалистические картины,  маги и волшебники. Нередко музыканты не скрывали и даже прямо указывали на вдохновляющую роль наркотиков, как в творчестве, так и в повседневной жизни. Психоделическая музыка создавалась в минорном ключе. Неподготовленный слушатель рисковал впасть в депрессию после продолжительного прослушивания психоделических композиций, и только «вдохновленные» наркотическим воздействием почитатели отыскивали собственные образы и ассоциации.

Центром психоделии стали США, в частности богемный квартал Хейт-Эшбери в Сан-Франциско, где селились творческие люди, исповедующие свободу во всем - в искусстве, сексе, самовыражении. Группы «Grateful Dead», «Jefferson Airplane» и «Quicksilver Messenger Service» смешивали кантри, блюз и рок, добавляя «кислотности». Они стали пионерами психоделии в США. В Англии пионерами психоделии стали «The Beatles».  Их песня «Tomorrow Never Knows» (слушать онлайн можно, перейдя по ссылке), завершающая альбом «Revolver» 1966 года, была написана Джоном Ленноном после прочтения им книги Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера «Психоделический эксперимент».

Записывавшиеся на одной студии с «The Beatles», и присутствовавшие не на одной сессии звукозаписи «ливерпульской четверки», «Pink Floyd» также попали под влияние психоделических экспериментов того времени. Поэтому ранние песни Сида Барретта своим звучанием напоминают «Strowberry Fields Forever» и многие песни с альбома «Sgt. Peppers’ Lonely Hearts Club Band». В марте 1967 года «Pink Floyd» выпустили  сингл «Arnold Layne/Candy And A Currant Bun», а в июне того же года -«See Emily Play / The Scarecrow». Все песни были написаны Барретом и содержали недвусмысленные намеки на употребление наркотиков, что привело даже к запрету их публичного исполнения.

К слову, не только «The Beatles» и малоизвестные тогда «Pink Floyd» использовали в своем творчестве (или в качестве стимула для творчества) наркотические вещества. Альбом группы «The Rolling Stones» «Satanic Majesties Requiest» 1967 года записан также под влиянием ЛСД. Широко известны «источники» поэзии Джима Мориссона в песнях «The Doors», Джимми Хэндрикса, Джэнис Джоплин.

В Германии психоделические эксперименты рождают новый музыкальный стиль краут-рок, самыми яркими представителями которого являются «Kraftwerk».

Психоделия стала толчком для развития музыки в целом. Прогрессив, хард-рок, хэви-металл обязаны своим появлением на свет именно психоделическим изысканиям музыкантов в конце 60-х годов прошлого века. Да и некоторые стили современной музыки, такие как транс, эйсид-хаус являются трансформацией психоделических экспериментов.

Психоделия не ограничилась в развитии 60-70-ми годами ХХ века. В конце 80-х – начале 90-х она проявляется в таких музыкальных направлениях как дрим-поп, а впоследствии шугейзинг и спейс-рок.

Несмотря на плотность «железного занавеса» психоделия достигла и пределов СССР. Такие группы, как «Пикник», «Гражданская оборона», «Крематорий», «АукцЫон», «Аквариум», «Звуки Му», - самобытные рок-коллективы, противопоставившие советской реальности мир психоделических фантазий, ставший более близким прогрессивной советской молодежи.





Опубликовано на сайте: 25.10.2012

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма