bigmir)net TOP 100


"Времена года" - балет Александра Глазунова

ProstoSound продолжает знакомить читателей с жемчужинами мировой классической музыки, посвященных теме времен года. Ранее мы писали о произведениях Антонио Вивальди и Петра Чайковского. Сегодня наш рассказ о балете Александра Глазунова "Времена года".

Премьера одноактного балета, либретто к которому написал Мариус Петипа, состоялась 7 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. Балет был встречен достаточно сдержано.

Идея стилистики балета принадлежала директору императорских театров, хореографическим воплощением этой идеи занялся Петипа. Первоначальное название постановки – «Четыре времени года», что соответствовало духу сценария: четыре абсолютно самостоятельные картины, каждая из которых посвящена какому-то времени года и не связана с остальными сюжетной линией.

За музыкальным воплощением своего сценария Петипа обратился к Александру Глазунову. Партитура «Времен года» в полной мере позволила Глазунову раскрыть свой  талант «музыкального живописца». Композитору необычайно ярко удалось воплотить в музыке картины весеннего пробуждения, летнего зноя, урожайности осени. Однако картины зимы поражают своей красочностью более других. Николай Римский-Корсаков не смог скрыть своего восторга, назвав первую картину «Времен года» Глазунова  «одной из лучших в русской музыке зим».

Партитура «Времен года» поражает своей цельностью.  Каждая из картин  не содержит эпизодов, которые использовались бы автором в качестве «соединительного материала».

Композитор проявил высочайшее мастерство инструментовки балета. Здесь много музыкальных находок - грохочущий град, легкое парение снежинок, знойное летнее марево, топот ног пляшущих на празднике сбора урожая.

Хореографическое воплощение музыки Глазунова оказалось гораздо слабее. Балет «Времена года» критики не относят к числу побед Мариуса Петипа, которому на момент создания постановки шел уже 81-й год. Хотя нельзя не отметить и некоторые удачи балетмейстера. Например, летнее поле, создаваемое танцовщицами. Но таких находок Петипа в балете единицы. Преимущественная однообразность хореографии нивелируется красками музыки Глазунова.

Содержание балета

Произведение представляет собой четыре самостоятельные картины, рисующие времена года. В каждой из картин есть свои действующие лица. Рядом с Зимой: Иней, Лед, Град, Снег и Гномы; с Весной: Зефир и Птицы; с Летом: Колос, Маки, Васильки, Наяды. Осень окружена  Вакханками и Фавнами.

Во вступлении к балету звучит еле уловимая музыка зимней ночи. Далее порывы зимнего ветра, создаваемые пассажами струнных и деревянных инструментов, открывают нам первую картину - картину Зимы.

Зима

По сценарию Петипа, картина написана так: заснеженный холм, на котором расположилась Зима и ее верные спутники: Иней, Лед, Град и Снег. Природа спит и только снежные хлопья кружат в воздухе.

Флейта наигрывает тему Зимы. Пока она звучит довольно прозрачно. Перед зрителем проходят вариации каждого из Спутников Зимы: Инея в легком, почти  невесомом движении, создаваемом деревянными инструментами и звоном треугольника; Льда под звонкие переборы арфы, перекликающиеся с челестой и скрипичными флажолетами. Критики особенно выделяют вариацию Града, настолько точно композитор передал перестук падающих градин посредством гобоев и скрипок, издающих попеременно отрывистые звуки. Снег кружится в поэтичном задумчивом вальсе.

Два старых гнома, появляющиеся из заснеженной лесной чащи, несут хворост. Они разводят костер, испугавшись пламени которого уходят Зима и ее спутники. Зимние пейзажи начинают меняться весенними, и перед зрителем (и слушателем) раскрывается вторая картина.

Весна

Легкими, воздушными  пассажами скрипок и флейт  композитор передает ощущения от  дуновения теплых весенних ветров. Тему Весны начинает развивать кларнет, ее подхватывают струнные: скрипки перекликаются с виолончелями. Высокие звуки флейты порхают в Танце Птиц. Весна неспешным шагом под перекликающиеся голоса скрипок и виолончелей передает «эстафету» герою следующей картины - Лету.

Лето

В начале третьей картины Глазунов рисует пейзаж хлебного поля в жарких лучах полуденного летнего солнца. Свита Колоса - Маки и Васильки - кружат в непринужденном радостном вальсе. Однако летний зной берет свое, Васильки и Маки лежат на земле. Освежающими нотами неспешно бегущей реки звучит баркаролла.

Самым жизнерадостным образом третьей картины является Колос. Его вариации  - виртуозное соло кларнета, состоящее из широких пассажей. Третья картина завершается стремительной «скороговоркой» струнных инструментов на тему мелодии.

Вдруг стремительный темп музыки замирает. На смену ему приходит однообразный «топот» струнных, причудливый свист флейт. Так Глазунов передает приближение Сатиров и Фавнов, желающих совершить похищение Колоса. Попытки завладеть Колосом приводят к схватке между Сатирами и Фавнами. Бой передан композитором благодаря «сталкиванию» тем Баркароллы и Сатиров. На помощь Цветам и Колосу прилетает Зефир. Сатиры и Фавны вынуждены отступить. Холм обращается в беседку, чем и заканчивается третья картина.

Осень

Четвертая картина переносит нас в Осень. Авторы назвали ее «Вакханалия». Картина довольно своеобразна, поскольку Глазунов не изображал традиционных осенних картин с опадающими листьями, пустыми дорожками парков, печалью увядания. Осень во «Временах года» Глазунова - праздник урожая. Это время подведения итогов круговорота природы, поэтому в четвертой картине появляются и другие времена года: напоминает о себе Зима, Птицы и Зефир сопровождают появление Весны, Лето кружится на празднике в танце с Васильками и Маками. И лишь однажды осенняя музыка принимает сентиментальный оборот - в лирическом Малом адажио Вакханки, наполненном грустью об ушедших весне и лете. Но лирика звучит недолго и ее сменяет мелодия  Вариации Сатира:  резкая, угловатая, «колючая». Она переходит в жизнерадостный хоровод Вакханок и Сатиров.

Но композитор вдруг напоминает нам о неотвратимости хода времени, обрывая жизнерадостное движение, и из темноты вновь возникает тема Зимы, грозная и печальная.

В Апофеозе - картине звездного ночного неба - Глазунов соединил все основные темы каждого из времен года, завершая балет жизнеутверждающей и энергичной темой Лета.

Опубликовано на сайте: 30.05.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV