bigmir)net TOP 100


"Украинский соловей" Оксана Петрусенко

ProstoSoundпродолжает серию материалов о выдающихся голосах Украины. Речь пойдет об Оксане Петрусенко.

Детство в  Севастополе

Ксения Андреевна Бородавкина, взявшая себе впоследствии псевдоним Оксана Петрусенко, родилась в 1900 году в Севастополе. Девочка росла без отца, его не стало, когда ей едва исполнился год. Но именно от отца она унаследовала свои вокальные данные. Он был блистательным исполнителем украинских народных песен. Мать Ксении поселилась с детьми в доме своих родителей, но это не уберегло семью от бедствования и недоедания. Талант к пению проявился у девочки довольно рано, и однажды своим пением она обратила на себя внимание военного капельмейстера, который предложил ее матери помощь в том, чтобы определить Ксению в гимназию. Прилежную ученицу с прекрасным голосом приняли в хор гимназии и довольно скоро начали доверять сольные партии. Один из учителей взялся бесплатно обучать девочку нотной грамоте. Но необходимость зарабатывать на хлеб для семьи заставила Ксению бросить учебу и искать работу. Устроившись на  обувную фабрику, она и здесь нашла возможность продолжить петь - начала участвовать в кружке художественной самодеятельности, организованном при фабрике и в хоре «Рада».

О голосе Ксении Бородавкиной уже говорили многие меломаны Севастополя. Когда в город приехала с гастролями передвижная украинская труппа Степана Глазуненко, ведущая актриса труппы и супруга Глазуненко, Наталья Лучинская, была уже наслышана о таланте девушки. Она предложила Ксении место в хоре труппы. Девушка тайно покинула родительский дом, чтобы ехать с театром на гастроли по Крыму. Но сценическая карьера девушки чуть было не оборвалась в самом начале пути - она заболела тифом, попала в больницу одного из крымских городов, а труппа отправилась гастролировать дальше уже без нее.

Театр Сагатовского

Однажды она прочитала в газете объявление о том, что Херсонский государственный украинский театр, созданный Юрием Шумским, набирает в свою труппу хористов. Выписавшись из больницы, поздней осенью 1918 года, Ксения отправилась в Херсон. Добравшись до театра, она узнала, что труппа укомплектована, но, по совету одного из работников театра, пошла к заведующему музыкальной частью театра Петру Бойченко. Тот принял девушку и предложил ей что-нибудь спеть, а сам начал аккомпанировать ей на рояле. Прослушав несколько песен, он помчался в кабинет директора театра Ивана  Сагатовского со словами «Нашёлся настоящий клад!».

Девушку приняли в труппу. Перед премьерой Бойченко порекомендовал сменить ей неблагозвучную фамилию Бородавкина на сценический псевдоним. Он же и придумал фамилию Петрусенко (так самого Петра Бойченко ласково в детстве называл отец). Со временем Оксана Андреевна превратила сценический псевдоним в свою официальную фамилию. Однажды в театр по приглашению Сагатовского из Киева приехал Панас Саксаганский. Оксане Петрусенко посчастливилось работать с мастером на одной сцене. Более того, они стали добрыми друзьями, и Саксаганский пригласил Петрусенко работать в Киев. Именно Саксаганский первым назвал Оксану Петрусенко «украинским соловейком».

Оксана Андреевна переехала в Киев спустя несколько лет после смерти Бойченко и распада херсонского театра.

В Киеве Петрусенко поступила в музыкально-драматический институт имени Лысенко. В январе 1925 года певица родила сына. Отцом мальчика был актер Одесского оперного театра Мефодий Семенюта-Барило, семейная жизнь с которым у Петрусенко не сложилась. Она вынуждена была покинуть не только Мефодия, но и институт. С двухмесячным ребенком на руках певица вновь присоединилась к труппе Сагатовского, которая ехала на гастроли в Калугу, а далее – по городам России.

Попытка Петрусенко устроиться летом 1925 года в Харьковский оперный театр завершилась неудачей, и она снова вернулась в труппу Сагатовского.

Постоянно растущее мастерство Оксаны позволяло Сагатовскому расширять репертуар труппы. Дошло даже до постановки  оперетты «Сильва», правда, в несколько облегченном варианте. Премьера постановки в Саратове прошла с большим успехом. На концерте труппы в Казани присутствовали ведущие артисты и администрация местного оперного театра. Когда выступление закончилось, Оксане было предложено место  солистки оперной труппы театра. Петрусенко ответила согласием и осталась в Казани. Дебютной ролью певицы стала Оксана в опере Чайковского «Черевички». Партнером Петрусенко стал тенор Василий Москаленко, приглашенный специально в Казань из  Свердловска (ныне Екатеринбург).

Казань, Свердловск, Самара

Петрусенко триумфально дебютировала на сцене Казанского оперного театра в  опере «Черевички». С не меньшим успехом пела она партии Ярославны в опере «Князь Игорь» Александра Бородина, Наташи в «Русалке» Александра Даргомыжского, Татьяны в «Евгении Онегине» и Лизы в «Пиковой даме» Петра Чайковского, Маргариты в «Фаусте» Шарля Гуно и еще многих других. Петрусенко не прекращает заниматься вокалом и актерским мастерством под руководством профессиональных преподавателей, продолжая совершенствоваться как оперная певица. Судьбы воплощаемых ею образов она буквально проживала на сцене.  Петрусенко пела в Казани не только на оперной сцене, но и, например, перед фильмами в кинотеатрах. Часто вместе с ней выступал и Василий Москаленко, ставший к тому времени уже мужем певицы.

Осенью 1929 года Петрусенко переехала в Свердловск. На сцене Свердловского оперного театра она воплотила все роли драматического сопрано. Здесь талант певицы заявил о себе наиболее ярким образом. Однако, поначалу оказалось, что  Петрусенко знает не так уж много оперных партий, поэтому Оксана три месяца нарабатывала репертуар, участвуя пока лишь в хорошо известных ей «Черевичках». По прошествии трех месяцев, Петрусенко пела главные партии во всех постановках театра. С особым удовольствием она пела в «Аиде» Джузеппе Верди, «Тоске» Джакомо Пуччини, «Наталке-Полтавке» Николая Лысенко и «Запорожце за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского. Василий Москаленко пребывал в тени супруги, в постановках Свердловской оперы ему доставались лишь второстепенные роли. В 1931 году семья по инициативе Москаленко переезжает в Самару по той причине, что Василий рассчитывал получить репертуар тенора в «Средневолжской краевой государственной опере».

Но настоящей звездой оперы в Самаре стала именно Петрусенко. Дебют Оксаны в Самаре состоялся в «Аиде». Самарская публика полюбила певицу с первого ее выступления. Кроме работы в театре Петрусенко участвовала в концертах, где пела  украинские народные песни. Большой успех принесло Петрусенко исполнение партии Купавы в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова. Именно самарский период биографы Петрусенко считают одним из лучших в творческой жизни певицы.

А впереди у Оксаны Петрусенко были  не менее славные и трудные годы в Киевском театре оперы и балета. Но о них мы расскажем в следующий раз.

Продолжение...

Опубликовано на сайте: 25.07.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV