Натан Рахлин - дирижер с парящими руками
Имя Натана Рахлина, большая часть творческого пути которого, связана с Украиной и, в частности, с Киевом, можно смело поставить в один ряд с такими мастерами как Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн, Карлос Клайбер, Артуро Тосканини. ProstoSound не мог обойти вниманием личность и творчество нашего великого соотечественника.
Натан Рахлин родился 10 января 1906 в украинском городке Сновске (сейчас это город Щорс Черниговской области). Отец его был бедным музыкантом-капельмейстером, руководившим клезмерским ансамблем. Именно с клезмерской музыки, выступая с отцовским ансамблем на танцах, свадьбах, в кинотеатрах, сопровождая показ немых фильмов, Натан и начинал свой творческий путь к вершинам музыкального мастерства.
Впервые он стал во главе оркестра в десятилетнем возрасте, сменив отца, призванного на военную службу. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он вступил в ряды Красной Армии. Оружие ему не доверили, но приняли на службу в качестве трубача-сигнальщика Красно-казачьего полка бригады Григория Котовского. После завершения гражданской войны Рахлин остается верен музыке и служил в оркестре Киевской высшей военной школы. Его талант заметило руководство, и в 1923 году Натана направили учиться в Киевскую консерваторию, где его преподавателем по классу скрипки был Давид Бертье, а по классу дирижирования - Александр Орлов. Дирижировать духовым оркестром Рахлин начал еще в студенческие годы. Окончив консерваторию, Рахлин работал в различных оркестрах СССР. Несколько лет он отдал работе в Куйбышеве и Харькове, а после возглавлял симфонический оркестр Донецка. После ошеломительного успеха на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров, в 1937 году он был поставлен во главе вновь созданного Государственного симфонического оркестра УССР в Киеве, которым руководил порядка 25 лет.
А в 1966 году после конфликта с властями Украинской ССР он переехал в Казань, где до последних дней жизни возглавлял созданный им же Симфонический оркестр Татарской филармонии, в состав которого вошли в основном выпускники Казанской консерватории, профессором которой был сам Рахлин.
Натан Григорьевич синтезировал в себе мастерство музыканта, дирижера и педагога. Он обладал гениальной способностью проникать в самую суть музыкального творения, держал в памяти огромное количество произведений, от его острого от природы слуха, не могла скрыться ни одна фальшивая нота и неточная интонация. Гений Рахлина также заключался в его удивительной способности в своих интерпретациях музыкальных произведений различных композиторов доносить до слушателя простым и понятным оркестровым языком самые сложные по замыслу произведения.
Натан Григорьевич сравнивал дирижера с Данко, отдавшим свое сердце людям. Дирижер должен распахнуть свою душу слушателям, оркестру, дабы музыка шла «от сердца к сердцу». Блестящее будущее молодому Рахлину, выступившему на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров, предсказывал еще Дмитрий Шостакович, композитор уже тогда увидел в Натане Григорьевиче «дирижера огромной силы и таланта, первоклассного педагога оркестра».
Его оркестры всегда звучали ярко и наполнено, поскольку он в совершенстве изучал и знал все возможности того или иного коллектива, досконально знал, какими красками может раскрасить музыку тот или иной инструмент. Рахлин - профессиональный скрипач, тромбонист и кларнетист - знал все о внутренней жизни оркестра. А сам оркестр он использовал как один единый инструмент, зная все его сильные и слабые стороны, зная, как должен этот инструмент звучать и зная, что можно требовать от каждого отдельного музыканта в этом оркестре.
Абсолютно феноменальны прочтения Рахлина «Фантастической симфонии» Берлиоза, симфонических поэм Листа, «Франчески да Римини» и последних симфоний Чайковского. Именно Рахлину доверил дирижировать Дмитрий Шостакович на премьере своей Одиннадцатой симфонии .
Рахлин был замечательным педагогом для оркестрантов. На репетициях, показывая каждому из музыкантов, какой звуковой подачи он от них ожидает, Натан Григорьевич голосом предельно точно воспроизводил тембральный и ритмический рисунок, передавал характер музыкального фрагмента. Во время концерта он, дирижируя, «играл» на скрипке, губами показывал артикуляцию духовой секции, его могучие пластичные кисти как будто «нависали» над оркестром.
Среди профессионалов и любителей его творчества восхищение вызывали доскональное знание и практические навыки игры на всех инструментах симфонического оркестра, а также исключительно пластичные выразительные руки. Не случайно, на мемориальной доске, установленной в Киеве на доме, где долгие годы жил Натан Григорьевич, именно парящие руки дирижера занимают центральное место композиции.
Забавное видео
В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!
Кредиты онлайн на карту за 15 минут
от 0,01%
ставка
до 180 дней
макс срок
до 20 000 грн.
макс сумма