Голоса Украины. Борис Гмыря

ProstoSound продолжает цикл статей об исполнителях, чьи голоса покорили мир и кем по праву может гордиться Украина. Сегодня наш рассказ о выдающемся певце – Борисе Гмыре.





Борис Гмыря входит в когорту выдающихся музыкантов, интегрировавших украинскую музыкальную культуру в мировую. За 20 лет своей творческой деятельности Борис Гмыря спел порядка 1200 произведений, более 600 из которых сохранились в записи. Четвертая часть репертуара Гмыри -  украинские народные песни и романсы. За свой не столь долгий творческий век Гмыря спел 40 оперных партий, а это порядка  75 арий.

Молодые годы

Судьба Бориса Романовича была не простой. Родился он в небольшом городке Лебедине Сумской области. В 11 лет вынужден был пойти работать, чтобы помогать семье. Свой аттестат о среднем образовании Борис Романович получил в возрасте 27 лет. В 1930 году он был зачислен студентом в Харьковский инженерно-строительный институт, а когда доучился до четвертого курса института, его пригласили на прослушивание в консерваторию. Нарком просвещения Максим Скрипник дал личное распоряжение о предоставлении Борису Гмыре права учиться в двух вузах одновременно. Такого исключения не делалось ни для одного студента. Нужно сказать, что оба вуза Гмыря закончил с отличием. Еще обучаясь на третьем курсе консерватории,  студент Гмыря получил приглашение на работу от Харьковского театра оперы, где он и работал до окончания обучения.

В 1939 году Гмыря стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов, проходившего в Москве. После конкурса его засыпали предложениями о работе лучшие театры страны: Большой театр СССР, Ленинградский и Минский оперные театры. Но Гмыря отказался, он не хотел покидать Украину. В 1941 году певец был удостоен  звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1951 году, во время Декады украинского искусства в Москве, Иосиф Сталин лично подписал указ о присуждении Борису Гмыре звания  Народного артиста СССР. Кроме того, певец стал лауреатом Сталинской премии 1952 года, а также кавалером ордена Ленина - наивысшей награды в СССР.

Уникальный талант

Появление Бориса Гмыри на музыкальном Олимпе заставило мир говорить об украинской вокальной школе. Материал для своих образов Гмыря черпал из окружавшего его мира, из произведений искусства, к которым прикасался и которые видел. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре, часто посещал художественные выставки, был знатоком и ценителем театрального искусства, часто бывал на спектаклях различных театров, не боялся высказывать свою точку зрения на те или иные культурные события. Все это влияло и на творческий почерк самого певца. В интонациях певца никогда не было фальши. Он в любом произведении находил суть, которую хотел донести композитор до своего слушателя. Поэтому  исполнение ряда музыкальных произведений Борисом Гмырей таких, как «Персидские песни» Антона Рубинштейна, «Зимний путь» Франца Шуберта возведены в статус эталонных. А присутствовавший на записи Гмырей  опуса «Пятидневка» Дмитрий Шостакович не смог сдержать слез и не прекращая повторял: «Неужели я написал такую гениальную музыку?»

Исполняя украинские песни и классические произведения украинских композиторов, Гмыря ставил перед собой задачу «смыть дилетантский налет с украинской песни и подать ее во всей добропорядочности народной».

Задумав концертную программу, основанную на произведениях Тараса Шевченко, Гмыря обратился к  композиторам с просьбой написать музыку к отдельным произведениям поэта, но так, чтобы она не отвлекала на себя. Борис Романович собственноручно корректировал штрихи в нотном тексте, добавлял или снимал акценты, отмечал места, где необходимо сделать смысловую паузу или более протяжный звук. Все эти моменты он неизменно согласовывал с авторами, не нарушая  гармонии и ритмического рисунка произведения.

Исполнительская манера Гмыри  сравнима разве что с незабываемым Святославом Рихтером. Оба этих музыканта не признавали каких-либо внешних исполнительских эффектов, глубоко проникали в суть исполняемого ими музыкального произведения.

В творчестве Гмыри единым целым всегда оставались музыкальная интонация, слово, вложенное поэтом в уста певца, и тембр голоса. Четкость дикции для Гмыри была неотъемлемой частью исполнительского мастерства.

Нельзя умолчать о том, насколько тонко Гмыря чувствовал, в какой тональности наиболее выгоднее будет звучать произведение: в клавирах исполнявшихся им романсов можно найти написанные его рукой  пожелания по изменению тональности. И объяснения здесь не в ограниченности диапазона певца, отнюдь, он был очень широк и партии баритона также давались Борису Романовичу с легкостью. Смена тональности продиктована исключительно тембровыми интонациями, наиболее подходящими к тому или иному произведению.

Несмотря на то, что Борис Романович никогда не входил в стены Консерватории в качестве преподавателя, многие певцы, в том числе и современности, считают его своим учителем, называя его эталоном исполнительского мастерства.





Опубликовано на сайте: 02.07.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма