bigmir)net TOP 100


Шалом, клезмер!

Фольклорная музыка – источник многих современных стилей и направлений. В фольклоре черпали свое вдохновение многие классические, да и современные, композиторы. ProstoSound начинает цикл материалов, посвященных фольклору, и в первом из них знакомит своих читателей с таким фольклорным жанром, как клезмерская музыка: ее самыми яркими представителями, влиянием на современную музыку, воплощениями в других видах искусства.

«Клезмер» происходит от словосочетания  כְּלִי זֶמֶר (кли-земер), означающего в переводе с иврита «музыкальный инструмент». Позже клезмерами стали называть еврейских народных музыкантов. В большинстве своем клезмеры собирались в бродячие ансамбли («капеллы»), состоявшие из небольшого количества музыкантов - от трех до пяти - и играли на различных праздниках: свадьбах, бармицвах (праздник совершеннолетия мальчика), гуляньях, ярмарках и т.д. Ведущий инструмент, как правило, скрипку в различных сочетаниях дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан. По происхождению клезмеры - ашкеназские евреи, жившие на территории Европы, и по отдельным данным впервые «клезмерами» назвали музыкантов в 14–15 веках, живших в еврейских общинах на территории современной Германии, Польши, Чехии. Постепенно средоточие клезмеров сместилось к востоку Европы, и с 18 века их искусство наиболее ярко проявилось в Украине, Литве, Польше, в землях, ранее называемых Галицией и Бессарабией. 

Музыка клезмеров со временем стала неотъемлемой частью еврейского фольклора, причем светского. Клезмеры активно впитывали в свое творчество музыку всех народов, по соседству с которыми жили евреи в те времена. Многие музыкальные обороты, присущие румынской, западно-украинской, венгерской народной музыке, стали характерными и для клезмеров.

Музыка клезмеров отличается многожанровостью, связанной с конкретным событием, которому посвящена та или иная мелодия. Среди основных жанров клезмерской музыки, относящихся к церемонии помолвки и свадьбы выделяют: «Гас-нигн», в переводе с идиш «Уличный напев», «Зайт гезунт» («Будьте здоровы») и «Добранич» — мелодии этих жанров, как правило, сопровождают встречу и проводы гостей. «Мазл-тов» («Поздравляем») — звучит после помолвки молодых, а также после хуппы (свадебной церемонии). Во время же свадебного застолья часто звучат «Тиш-нигн» дословно с идиш «Застольный напев», «Мехутоним-танц» («Танец сватов»). Некоторые песни и танцы, сопровождавшиеся клезмерами, были посвящены возможным поворотам во взаимоотношениях породнившихся семей -  «Бройгез-танц» («Танец обиды») и «Шолем-танц» («Танец примирения»). Среди свадебных мелодий звучали и другие  «Шер» («Ножницы»), «Бейгеле» («Бублик»), «Фрейлехс» («Веселье»), «Хосид» («Хасид») и много других. Репертуар был очень обширным и зависел от социального статуса семей, приглашавших клезмеров для сопровождения торжества.  К слову, если внимательно смотреть фильм «За двумя зайцами», то несложно заметить, что свадебную церемонию Свирида Голохвастого и Прони Сирковой сопровождают именно клезмеры.

О фольклорном характере музыки клезмеров говорит тот факт, что не знание нотной грамоты большинством из них, не стало преградой для того, чтобы эти мелодии не потерялись в закоулках истории, а дошли до наших дней. Большинство клезмеров - сами авторы своих произведений, рождавшихся, как правило, в импровизациях.

Имена некоторых клейзмеров вошли в историю не только еврейского фольклора. Некоторые из них стали героями литературных произведений, как например, скрипач Стемпеню (Иосл Друкер), живший в Бердичеве в середине 19 века. Стемпеню – «потомственный» клезмер, поскольку еще его прапрадед Эфраим был флейтистом в капелле.

В том же Бердичеве жил скрипач-виртуоз Ахарон-Моше Холоденко, прозванный Педоцур. В отличие от прочих клезмеров,  он  знал нотную грамоту, что позволяло ему записывать свои сочинения и соответственно, засвидетельствовать свое авторство некоторых песен. Нужно сказать, что на территории Украины в 19 веке проживало много известных клезмеров, таких как Исраэль Моше Рабинович из Фастова, Аврахам Ицхак Березовский из Смелы, Иехиэль Гозман (или Гойзман), по прозвищу Алтер из Чуднова.

Манера игры клезмеров экспрессивна с неожиданными ускорениями или замедлениями темпа, внезапными импровизированными вставками.

Клезмеры, овладевшие знаниями нотной грамоты, оседали в оркестрах, как правило, при еврейских театрах, а их дети и внуки, получившие достойное музыкальное образование, имели возможность стать дирижерами, композиторами, солистами оркестров. Ряд семей клезмеров явили миру известных музыкантов, таких как  композитор Михаил Гнесин, дедом которого был клезмер. Основатель одесской скрипичной школы Петр Столярский, учениками которого были Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Оскар Фельцман и другие, не только был сыном клезмера, но и сам начинал свою карьеру в капелле. 

Многие писатели в своих произведениях запечатлели образы музыкантов-клезмеров. Мы уже упоминали выше о Стемпеню, образ которого встречается в рассказах Менделе Мохер Сфорима и Шолом-Алейхема. Роман «Клезмер» Ирме Друкера посвящен Петру Столярскому. Тот же автор написал роман  еще об одном выходце из клезмерской семьи - Михоэле-Иосифе Гузикове. Фольклорист Моисей Береговский провел фольклорное исследование, вылившееся в работы «Идише инструментале фолксмузик» (в переводе с идиш «Еврейская инструментальная народная музыка») и «Идише клезмер, зейер шафн ун штейгер» (с идиша «Еврейские клезмеры, их творчество быт»). Эти исследования содержат в себе около 1500 сочинений клезмеров Украины и соседних земель. Серьезное исследование «Ха-клезмерим» (в переводе с иврита - «Клезмеры»), вышедшее в Израиле в 1959 году написал Иохим Стучевский.

Многие композиторы в своем творчестве использовали интонации и некоторые элементы клезмерской музыки. Среди примеров можно назвать оркестровую сюиту «Еврейский оркестр на балу у городничего» Михаила Гнесина, фортепианное трио «Клезмерская свадебная музыка» Иофхима Стучевского, концертную фантазию для скрипки с оркестром «Стемпеню» Самуила Сендерея. Даже такие великие композиторы советской эпохи, как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович использовали клезмерские мотивы, первый  в «Увертюре на еврейские темы», другой - в трио «Памяти Соллертинского».

С использованием клезмерских мотивов написан и мьюзикл Джерри Бока «Fidler on the Roof» («Скрипач на крыше») по мотивам рассказа Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник».

Как видим, клезмерская музыка нашла проявление во многих видах искусства, выдержав испытания временем, сохранила свою самобытность и свежесть звучания.

Опубликовано на сайте: 19.02.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Посмотрите, что произошло, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV