bigmir)net TOP 100


Кобзарь и кобзарство в Украине: история, традиции

Образ кобзаря для абсолютного большинства из нас неразрывно связан с именем Тараса Шевченко. Почему представителей именно этого эпического жанра увековечил своим творчеством великий поэт и насколько глубоки традиции кобзарства в украинской музыке, разбирался ProstoSound.

Кобзарство – уникальное явление не только украинской, но и мировой культуры. Его носители – кобзари - на протяжении столетий будили в обществе национальное самосознание, передавали мудрость, раскрывали правду жизни, призывали к сплоченности и борьбе. Кобзари в своих произведениях воспевали героев восстаний и национально-освободительных войн, пересказывали простым, неграмотным людям драматическую историю своего народа. Их просветительская деятельность запрещалась, они преследовались и уничтожались.

Отношение к кобзарям в народе было особенным. В украинском фольклоре запечатлелось несколько кобзарских образов. Один из них  - казак, воин Мамай, как символ непобедимости украинского народа. Другой – слепой старец, хранящий память поколений и олицетворяющий мудрость украинского народа.

Репертуар кобзарей был довольно обширным. Это были  молитвы, псалмы канты,  печальные («журні»- укр.) «попрашайнические» («запросницькі» - укр.) песни, «причитания»,«сердечные благодарения», «бытовщины»,  «старины» (былины), думы (до начала XIX века их называли  «казацкими псалмами»). Были в репертуаре кобзарей также  «обычные» (от слова «обычай» - светские и обрядовые) песни, а также песни «срамные», «пьянчужные», «гульливые» («гультяйські» - укр.).

Во многом репертуар кобзарей определялся и тем образом жизни, который они вели. Будучи странствующими музыкантами и поэтами, они пропускали через себя и свое творчество все увиденное и услышанное на своем пути.

Героями произведений  кобзарей были любимые народом исторические личности, такие как: Самойло Кошка, Байда, Маруся Богуславка, Петро Сагайдачный, Петро Дорошенко, Иван Богун и другие.  Кобзари всегда прославляли боевые походы Войска Запорожского, а казаки больше всего любили песню. Огромное внимание в думах уделялось борьбе с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648—1654 годов, особое место занимают народные герои — Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум — о Северной войне, о Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдамаччине, о барщине и свободе.

Кобзарское творчество не могло не отразиться на дальнейшем развитии украинской культуры. Без вплетения кобзарских дум и кобзарской тематики вообще сложно представить себе творчество таких композиторов, как Николай Лысенко и Николай Леонтович. Кобзарская дума нашла свое отражение даже в творчестве венгерского композитора Ференца Листа, путешествовавшего в свое время по Украине.

Тарас Григорьевич Шевченко неоднократно сознавался, что как поэт он рос на кобзарских думах и песнях, и, испытывая глубокое уважение к этому творчеству, назвал свой сборник стихов (книгу) именно «Кобзарь».

Самые известные кобзари

Остап Вересай. Музыкой  и пением Остап увлекся с малых лет под влиянием отца и кобзарей, часто останавливавшихся в их доме.  Свою слепоту Остап унаследовал от отца, потеряв зрение еще в четырехлетнем возрасте. Вересай более сорока лет путешествовал по городам и селам Украины. Значимым в его жизни стал факт знакомства с художником  Львом Жемчужниковым, а в последствии с Пантелеймоном Кулишом и Тарасом Шевченко. Мастерством игры на бандуре и широким кобзарским репертуаром Остапа Вересая заинтересовались Николай Лысенко,  Павел Чубинский, активно пропагандировавшие его творчество. Вересай, как и большинство кобзарей, был «на карандаше» Киевского жандармского губернского управления. В  рапортах  высшему начальству управление писало о том, что «Остап Вересай «своими поэтическими песнями и типичным видом содействовал возбуждению симпатий к гетьманщине…». Пение Остапа Вересая в Петербурге слушали Петр Чайковский, Максим  Римский-Корсаков. По воспоминаниям очевидцев, он был прекрасным импровизатором и хотя его репертуар, в сравнении с другими исполнителями, был сравнительно невелик - шесть дум: «Как три брата с Азова бежали», «Отчим», «Невольницкая», «Про бурю на Черном море», «Про вдову и трех сыновей», «Дума про Хведора Безридного»; песня «Про правду и неправду», -  Остап Вересай мастерски использовал голосовые инструменты (взлеты, падения, модуляции), эффектные повторы строк песни со смысловой нагрузкой. Вересай мастерски использовал замедления ритма, соединение речитатива и напевности, что вместе с виртуозной игрой на кобзе, оставляло неизгладимое впечатление. Творчество Остапа Вересая было известно далеко за пределами Украины, его слушали профессора из Франции, Австро-Венгрии, Великобритании. Таким образом, Остап Вересай сыграл определенную роль в популяризации украинской национальной культуры и истории в мире. Не случайно, на смерть кобзаря в 1890 году, откликнулось много периодических изданий того времени, а Иван Франко написал статью о кобзаре, подчеркнув его высокий вклад в духовную жизнь украинского народа. С 1988 года на родине кобзаря проводится фестиваль кобзарского искусства «Вересаево свято».

Иван Кучугура-Кучеренко. В детстве Иван переболел оспой и потерял зрение, но это не помешало ему обучиться кобзарскому делу. Серьезное влияние на мастерство игры Кучеренко оказал Гнат Хоткевич. По приглашению Николая Лысенко, кобзарь преподавал в студии бандуристов Киевской музыкально-драматической школы. Кучеренко был удостоен званий народного артиста УНР и УССР. Кучугура-Кучеренко знал восемь дум, среди которых мастерски исполнял «Алексея Поповича», «Думу про плач невольников», «Хмельницкого и Барабаша», «Про смерть Хмельницкого». В его репертуаре было более 300 песен. Он является автор песни “На высокой очень круче” (посвященной Тарасу Шевченко). Совместно с  Гнатом Хоткевичем  сложил думу о тяжкой жизни кобзарей. Кроме того, Иван Кучугура был мастером музыкальных инструментов (самостоятельно изготовлял бандуры). В 1937 году был арестован за, так называемое, «участие в контрреволюционной организации» и был казнен. По другим данным, сослан большевиками в 1939 году либо расстрелян немцами в 1942 году в Харькове.

На сегодняшний день в Украине среди продолжателей кобзарского дела можно назвать Тараса Компаниченко, Владимира Перепелюка, Василия Нечепу, кроме того, существует ряд коллективов, уделяющих значительное внимание воссозданию кобзарского искусства. В Киеве и Харькове созданы кобзарские цеха, в Киеве же работает инструментальная капелла «Надобрыдень», проводятся фестивали, в частности в июне 2012 года в Киеве проводился фестиваль «Кобзарская троица».

Это говорит о том, что живы традиции Остапа Вересая, Гната Гончаренко, Петра Ткаченко, Степана Пасюга, Данила Бандурки, Григория Любыстка, Івана Запорожченко, Івана Кучугуры-Кучеренко.

Опубликовано на сайте: 24.09.2012

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Посмотрите, что произошло, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV