bigmir)net TOP 100


Классическая индийская музыка

Для многих индийская музыка - это болливудские фильмы с его зажигательными песнями. Но красивая музыка народов Индии также многогранная, как и ее история. ProstoSound решил отправиться в путешествие к истокам музыки в индийском стиле.

Индийская классическая музыка основывается на мелодии и ритме, не на гармонии, контрапункте, аккордах, модуляции и других базовых понятиях западной классической музыки. Система индийской музыки, известная как Рага Санджит, насчитывает более двух тысяч лет. Фундаментальным источником всей старой индийской музыки являются ведические гимны, исполняемые в индуистских храмах. Для Индии музыка – больше чем искусство, она может быть духовной дисциплиной на пути к самореализации.

Музыка Богов

Древние ведические писания учат, что существует два типа звука. Один – это вибрация эфира, верхнего, или более чистого воздуха у самого неба. Этот звук на санскрите называется «Анахата Над» - нетронутый звук.  К нему стремились великие просвещенные йоги, и только ими он может быть услышан. Звук Вселенной - это вибрация, как думают некоторые, как музыка сфер, описанная греком Пифагором в 6 веке до н.э. Другой звук –«Ахата Над» - звук удара, вибрация воздуха в нижних слоях атмосферы, ближе к земле. Это любой слышимый нами звук, существующий в природе или совершённый человеком, музыкальный или немузыкальный.

Самое сердце лучшей индийской музыки - это рага: мелодическая форма, вокруг которой строится импровизация музыканта. Эта форма создана традицией и вдохновлена творческим духом мастеров-музыкантов. Понятие раги очень сложно объяснить несколькими словами. Хотя индийская музыка носит характер блоков, нельзя ошибочно воспринимать раги ни как модули, которые слышатся в музыке стран ближнего и Дальнего Востока, ни как размер, ни как мелодию саму по себе, ни как композицию, ни как тональность. Рага - это научная, точная, неуловимая и эстетическая мелодическая форма с собственным своеобразным восходящим и нисходящим  движением, состоящим как из полной семинотной октавы, так и шести- или пятинотной (или комбинации какой-нибудь из них), имеющая  восходящую  или нисходящую структуру, называющиеся «Арохана» и «Аварохана». На санскрите говорят: «Ранджайати, ити Рага», что означает «то, что разукрашивает разум - это рага». Для того, чтобы рага действительно раскрашивала разум слушателя, этот эффект должен создаваться не только нотами и украшениями, но также предоставлением особых эмоций  или характеристик настроения каждой раги. Таким образом, посредством богатых мелодий в индийской музыке каждая человеческая эмоция, каждое тонкое чувство в человеке и природе может быть выражено музыкально.

Больше звука

Искусство представления в Индии - музыка, танец, драма и поэзия - основаны на Нава Раса, или «9 настроениях».  Буквально «раса» означает «сок» или «экстракт», но когда речь идет о музыкальном искусстве, «раса» приобретает  значение «эмоция» или «настроение». Существует следующий порядок этих настроений: Шрингара (романтическое и эротическое), Хасйа (юмористическое), Каруна (патетическое), Раудра (злость), Веера (героическое), Бхайанака (благоговение), Вибхатса (отвращение) и Шанта (мирное).

В каждой раге принципиально доминирует одно из этих 9 настроений, хотя исполнитель вполне может вплести и другие эмоции менее заметными тонами. Чем ближе ноты, используемые в раге, к выражению единой идеи или эмоции, тем впечатляющее рага.

В дополнение к ассоциациям с определенным настроением, каждая рага привязывается к определенному времени суток или к времени года. Цикл дня и ночи, равно как и цикл времен года, аналогичен циклу самой жизни. Каждая часть дня: предрассветные часы, вечер, ночь – ассоциируются с разными настроениями.

В теории, существует 72 «меласов», или базовых размеров, на которых основывается каждая рага, однако индийские музыковеды подсчитали, что со всеми перестановками и комбинациями существует более 6000 раг! Но смысл раги не только в восходящей или нисходящей структуре. Она должна содержать свой «чалан» - определенные наборы нот, характеризующие рагу; ее первая важная нота (вади), вторая важная нота (самавади) и ее основная черта, известная как «йан» (жизнь) или «мухда» (лицо) – набор из нескольких нот, по которым рага становится моментально узнаваемой.

Около 90 процентов индийской музыки - это импровизация, и поэтому очень многое зависит от понимания духа и нюансов искусства. Кроме того, краеугольным камнем этой древней традиции являются отношения между художником и его гуру, ведь неповторимой аурой раги (можно сказать, ее «душой») являются ее духовные качества и способы выражения, и это нельзя вычитать ни в одной книге. Только после долгих лет «садханы» (практики и обучения) под руководством своего гуру и с его благословения артист вправе вложить «прана» (дыхание жизни) в рагу. Все это достигается благодаря переданным учителем секретам, таким как использование «шрутис» (других микротонов - в отличие от западной традиции, использующей  12 полутонов в октаве, индийская музыка использует меньшие интервалы и насчитывает их в октаве 22), «гамакас» (особое разнообразие глиссандо, соединяющего одну ноту с другой) и «андолан» (колебания, но не вибрато, в результате которого каждая нота пульсирует жизнью, и рага становится яркой).

Следующей характерной чертой классической индийской музыки являются «талы», или «ритмические циклы» раги.  Талы «ранжируются» от 3 до 108  долей в цикле. Самыми популярными талами являются те, которые содержат 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14 и 16 долей в цикле. Существуют и другие циклы, содержащие, например, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и т.д. долей, которые играют только выдающиеся музыканты и то в редких случаях.

Свобода импровизации

Импровизационная природа индийской классической музыки требует от музыканта принимать во внимание окружающую обстановку,  время, отведенное ему на солирование, свое настроение, чувство, которое он улавливает от публики перед выступлением. А поскольку у индийской музыки религиозное происхождение, можно найти и духовные свойства в каждом музыкальном выступлении.

Традиционное сольное выступление начинается с раздела «алап» - величественного и медленного вступления к выбранной раге. После этого медленного, душевного, иногда грустного начала музыкант переходит к «йору». В этой части входит и развивается ритм. Бесчисленные вариации разрабатываются вокруг основной темы раги. Ни в «алапе», ни в «йоре» нет барабанного аккомпанемента.

«Алап» и «йор» включаются в «гат» - фиксированную композицию раги. Здесь вступают барабаны с прекрасной ритмической структурой гата и его временным циклом, талой. Эта часть основывается на Хиале. С этого момента гат (который может быть чем угодно между 4 и 16 тактами фиксированной композиции) становится движущей силой музыканта, возвращающей его к теме после импровизации. Пока у музыканта есть полная свобода импровизации, он может это делать, если не выходит за формат раги и талы. Это свобода в рамках артистической дисциплины приходит только после многих лет репетиций и садханы. Вот почему нельзя адекватно сравнивать импровизацию в индийской музыке и, например,  в джазе.

Шаг за шагом наращивание ритма в гате находит в итоге свою кульминацию в «джхале», становясь все более игривым и захватывающим. «Савал йабаб» - ослепительный и быстрый диалог между ситаром и таблой, способен увлечь даже самого непосвященного слушателя своим волнующим взаимодействием.

Часто в заключении солирования музыкант может на выбор сыграть «тумри» или «дхан». Этот полуклассический стиль более свободен и полностью романтичен, чувственен и эротичен.

Индийская музыка гораздо более востребована и уважаема сейчас на Западе. Многие композиторы и музыканты заимствуют традиционные мотивы, используют индийские музыкальные инструменты, экспериментируют с ритмом. Так что музыкальная культура Индия для многих современных музыкантов стала источником вдохновения.

Опубликовано на сайте: 25.01.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV