bigmir)net TOP 100


Акыны – певцы степей

Акы́ны — носители народной мудрости, поэты, певцы, музыканты, сказители. ProstoSound коротко познакомит с творчеством наиболее известных акынов Киргизии и Казахстана 19-го – 20-го веков.

Акыны в своем творчестве разделялись на сказителей – «жыршы» или «ырчы» и песенников – «оленши». Спутником акынов чаще всего был комуз — струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, грифом и тремя, а иногда и двумя струнами.

Часто акыны прибегали к абсолютной импровизации, мгновенно реагируя на социальные явления. На народных гуляниях проводились своеобразные  состязания среди акынов — в казахском варианте «айтыс», в киргизском – «айтыш», суть которых сводилась к выступлению акынов по очереди и высмеиванию друг друга в стихотворной форме. Иногда для импровизации выбиралась определенная тема. Такие состязания очень забавляли публику и пользовались огромной популярностью.

Большинство произведений акынов не дошли до наших дней, поскольку не были зафиксированы на бумаге. Однако в памяти народов сохранились их имена.

Среди наиболее талантливых акынов Киргизии, так называемого, нового поколения отмечают Токтогулу Сатылганова, который проявил себя и как поэт, и как композитор. Токтогул с раннего детства тяжело работал пастухом на бая Казанбака. Пастухи стали второй семьей мальчика, он много слышал их рассказов о тяготах жизни бедных людей. Тогда же Токтогул впервые взял в руки комуз и, научившись на нем играть, развлекал музыкой пастухов. Все увиденное и услышанное со временем начало складываться в стихи и песни. И к 15 годам Сатылганов получил известность в окрестных аилах как музыкант и поэт. Его стали приглашать на различные торжества, где Токтонгул выступал со своими песнями. При этом он продолжал обучаться поэтическому и музыкальному мастерству у старших и более опытных акынов. Его репертуар постоянно обогащался. В свою очередь и сам Токтогул восхищал своим творчеством акынов старшего поколения. Они с восторгом перепевали его песни, знакомя с ними все больше и больше о людей. Темами его песен неизменно оставались труд, жизнь бедных людей, понятия справедливости и мужества. В то же время его песни были просты и понятны каждому. Народ дал акыну Токтогулу прозвище «булбул» (соловей).

Сатылганов постоянно отвергал предложения киргизских манапов стать их придворным акыном и воспевать власть, величие. Напротив, он вел кочевой образ жизни, постоянно путешествовал, расширяя свой кругозор и обогащая свое творчество. Он знакомился с жизнью простых людей не только в киргизских аилах, но и в узбекских кишлаках.

С годами песни Токтогула становились все острее, нося политический характер, подвергая резкой критике режим, сложившийся в Киргизии в конце 19-го века.  Акын становился все более неудобным властям, и в 1898 году, когда произошло восстание крестьян в Андижане,  царские наместники в Киргизии «приписали» Токтогулу революционную деятельность и приговорили акына к смертной казни. Но ее заменили семилетней каторгой в Сибири. В его песнях периода ссылки появляются ноты печали, но нет ни слова раскаяния и сожаления о том, что он выступил против власти «манапов». Дух его не был сломлен, он твердо верил в то, что вернется в родные края. В одной из песен Токтогула поется «Но верю — снесу беду, народ мой, и вновь приду к тебе сквозь обман и смерть». На самодельном комузе акын подыгрывал себе и пел, подбадривая других заключенных: «Я  народное счастье искал, и замученным узником стал. Голос мой над тюрьмою звучал, разгоняя людскую печаль».

Трижды пытался бежать акын с каторги, дважды его ловили. Третий побег оказался удачным. Долго скитаясь сибирскими лесами, а затем казахской степью, акын, наконец, вернулся в родные края. Народ встретил его ликованием, однако дома его также ждали тяжелые испытания: умерли его отец и сын, жена, потерявшая надежду на его возвращение, вышла замуж, мать жила в нищете. Творчество Токтогула, ставшее еще более резким после возвращения с каторги, не могло понравиться манапам, и через некоторое время его заключили в тюрьму Намангана. Однако заступившийся за певца народ, добился его освобождения.

Токтогул остался в памяти киргизского народа как поэт, певец и мыслитель. Он был талантливым музыкантом и композитором. Сочиненные им мелодии звучали на всех народных праздниках. Его техника игры на комузе завораживала слушателей. Он исполнял на своем любимом инструменте не только собственные произведения, но и народные казахские, узбекские и русские песни.

Среди казахских акынов-певцов выдающейся личностью является легендарный Джамбул Джабаев. Это его песня «Ленинградцы, дети мои» прозвучала на весь СССР во времена  ленинградской блокады. Джамбул вырос в юрте кочевого пастуха. С 12 лет он начал играть на домбре – казахском народном струнном инструменте. С 14 лет Джамбул начал ходить по юртам и, играя на домбре, петь обрядовые песни. Однажды он зашел в юрту акына Суюнбая, который увидел в мальчике талант будущего акына и взял его себе в ученики. Джамбул пел песни своего учителя, слагал собственные, участвовал в состязаниях акынов. Песни Джамбула стали очень популярны среди народа, его голос зазвучал на всю казахскую степь.

Последние годы жизни Джамбула совпали с годами Великой Отечественной Войны, поэтому большая часть его творчества была связана именно с этими событиями. К тому же в битве под Сталинградом погиб сын акына. Его песни были искренны и мудры, видимо поэтому Джамбула чтут как одного из величайших акынов Казахстана.

Опубликовано на сайте: 17.04.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Посмотрите, что произошло, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV