Легенда блюза американского Среднего Запада Джон Ли Хукер

Американский музыкант Джон Ли Хукер – одна из самых влиятельных фигур в мире блюза. Хукер создал собственный вокально-инструментальный стиль, повлиявший на формирование рок музыки 1960-х и 1970-х годов. ProstoSound рассказывает об этом легендарном блюзовом гитаристе.





Джон Ли Хукер родился 22 августа 1917 года в городе Кларксдейл, штат Миссисипи. Он был  четвертым в семье из 11 детей. Любопытно, что отец Джона, Уильям, Хукер, был служителем баптистской церкви и относился к блюзу как к «дьявольской музыке». Первый свой инструмент он соорудил сам из обрывка струны и трубы. Родители Джона развелись, когда ему было 11, но скоро его мать снова вышла замуж за блюзового музыканта Уильяма Мура. Именно Мур стал первым учителем музыки Хукера, он давал первые уроки игры на гитаре мальчику, научив его простому, но достаточно ритмичному стилю игры.

Вскоре Мур и Хукер играли вместе на вечеринках и танцах в самых разных заведениях родного города. И хотя Джону нравилось играть с отчимом, он чувствовал себя несчастным в Миссисипи, и в 14 лет сбежал из дому.

Путешествие в Теннесси и на Средний Запад

Сначала Хукер пытался устроиться на военную службу в Армию США. Он прошел трехмесячное обучение, находясь на базе в Детройте, но затем выяснилось, что парень несовершеннолетний, и с базы его выгнали. После этого Джон переехал в Мемфис, штат Теннесси. На хлеб он зарабатывал различными подработками, например, вахтером в кинотеатре, а по вечерам он  играл на различных домашних вечеринках, поскольку в клубы его не пускали по возрасту.

Через некоторое время Хукер переехал в Цинциннати, штат Огайо, где продолжал днем трудиться на черных работах, а по вечерам строил свою музыкальную карьеру. В клубы его по-прежнему не пускали, поэтому блюз он играл на частных домашних вечеринках. Кроме того, он пел в различных госпел-квартетах, получая опыт выступлений перед публикой, познавая секреты поведения на сцене и привлечения внимания аудитории.

В 1943 Хукер переехала в Детройт, устроился на работу дворником на автомобильный завод «Крайслер». Но теперь он был совершеннолетним и мог выступать в блюзовых клубах Детройта. Жизнь в Детройте изменила и стиль игры Хукера. Теперь это был не блюз, основанный на кантри и фолке, исполнявшийся на акустической гитаре, а городской «электрический» блюз. На изменение стиля игры Джона повлияло и его знакомство с Элмером Барбером - владельцем местного магазина граммпластинок, который как-то услышал выступление Хукера и предложил ему сделать несколько демо-записей. Запись происходила в импровизированной студии в одном из подсобных помещений магазина Барбера. Вскоре эти любительские записи попали к  Берни Бесману, владельцу небольшого лейбла звукозаписи «Sensation Records». Бесман, прослушав записи молодого музыканта, посоветовал Хукеру несколько увеличить темп исполнения композиций и отказаться от акустической гитары в пользу электрической. Прислушавшись к совету, Хукер вскоре стал одним из ведущих блюзовых музыкантов Детройта.

Запись первого хита

Первую запись Хукера Бесман сделал в 1948 году. Это был сингл «Boogie Chillen». Запись была сделана силами одного Хукера: он пел, аккомпанировал себе на  электрогитаре и отстукивал ногой ритм. Когда «Boogie Chillen» был выпущен на «Sensation Records», продажи были настолько велики, что маленький лейбл не мог справиться с таким большим спросом. После этого сингл вышел на более крупной студии  «Modern Records» и стал лидером продаж 1949 года в категории ритм’н’блюз, разойдясь миллионным тиражом.

На протяжении 1949 года Хукер записал еще десять синглов, попавших на вершины хит-парадов США. Многие из этих ранних записей сделаны силами самого Джона (вокал и  гитара), хотя иногда на записях появлялся сессионный гитарист Эдди Керкланд.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов Джон продолжал записываться на «Modern Records». Среди его хитов этого периода - «Rock House boogie», «Crawling King Snake» и «In the Mood». Последняя композиция является одной из самых популярных песен Хукера. Сингл «In the Mood» вышел в свет в 1951 году и разошелся миллионным тиражом.

Многие ранние релизы Хукера оказали влияние на других блюзменов таких, как Бадди Гай, и рассматриваются как предвестники возникновения рок-н-ролла. В его блюзовых песнях соединились традиционный блюзовый саунд, стиль «джамп» и джазовые ритмы.

В 1955 году Хукер подписал контракт с «VeeJay Records» из Чикаго. Результатом работы в студии стали такие хиты как «Dimples» и «Boom Boom».

Возращение к акустике

В конце 1950-х началось возрождение интереса к фолк-музыке. Музыкант начал выступать в фолк-клубах, кофейнях, студенческих городках, на фолк фестивалях в качестве гитариста, а также сделал несколько записей в фолк жанре, аккомпанируя себе на акустической гитаре.

В 1959 году вышел первый полноценный альбом Джона Ли Хукера. Альбом назывался  «I'm John Lee Hooker» и вышел на «Riverside Records». Благодаря выходу альбома Хукер еще более расширил свою аудиторию. В 1960-х годах Хукер начал гастролировать по всему миру. Его песни повлияли на формирование британской рок-музыки, в особенности таких групп, как «Rolling Stones» и «The Animals».

«Электрические» 60-е

К середине 1960-х Хукер снова, почувствовав тенденции музыкального мира, возвращается к электрогитаре и собирает новую группу для выступлений.

В 1965 году он записывает альбом с британской группой «John Mayall and the Groundhogs». К слову, в конце 60-х Джон Ли Хукер часто записывал совместные альбомы с молодыми группами и музыкантами, одним из лучших среди которых считается «Hooker 'n' Heat» 1971 года, записанный совместно с группой «Canned Heat».

В 70-80-е годы падает популярность блюза, а стало быть, падает спрос на музыку исполнителей этого жанра, в том числе и Джона Ли Хукера. Он все еще продолжает гастролировать, часто выступает со своей группой «Coast-to-Coast Blues Band». Многие его ранние записи постоянно переиздаются. В 1980 году Хукер появляется в одном из эпизодов фильма «Братья Блюз». В том же году он был включен в Зал Славы Блюза. Его песни использовались в саундтреках ко множеству фильмов.

Последние годы. Грэмми. Зал Славы Рок-н-Ролла

В 1989 Хукер вернулся в студию после десятилетнего молчания и записал альбом «The Healer». На записях к нему присоединились такие музыканты, как Бонни Райт, Роберт Крэй, группа «Los Lobos» и Карлос Сантана. Альбом был распродан фантастическим тиражом в 1,5 миллиона копий. За песню «I'm in the Mood», исполненную в дуэте с Бонни Райт, Джон Ли Хукер был удостоен премии Грэмми. В 1990-м Хукер был включен в Зал Славы Рок-н-Ролла.

Успех альбома «The Healer» убедил Хукера в том, что нужно продолжать записываться дальше. И в 1991 выходит его новый альбом «Mr. Lucky», во время записи которого он поработал с такими музыкантами как Джонни Уинтер, Кейт Ричардс, Ван Моррисон, Карлос Сантана.

В 1994 году Джон Ли Хукер пережил достаточно сложную операцию, после которой уже не смог полноценно выступать, а выпустив в 1995 году альбом «Chill Out», совсем прекратил регулярные появления на сцене. Последней его работой стал альбом «Don't Look Back» 1997 года, в котором нашлось место и для кавер-версии песни Джими Хендрикса «Red House».

21 июня 2001 года Джона Ли Хукера не стало, хотя всего за пять дней до этого он выступал на сцене и планировал вернуться в студию для записи нового материала. За свою карьеру Джон Ли Хукер записал более 500 композиций, став одним из самых записываемых блюзовых музыкантов всех времен.





Опубликовано на сайте: 26.07.2013

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма