Джаз-фанк – танцевальный брат джаза

Джаз - достаточно неоднородный музыкальный жанр, поскольку сочетает в себе различные школы и направления. ProstoSound выяснял, что же представляет собой джаз-фанк, каковы его корни и влияние на современную музыку.





Джаз-фанк является поджанром джазовой музыки и  характеризуется акцентом на сильную долю (грувом) и электронным звучанием с использованием первых электронных аналоговых синтезаторов. Интеграция фанк, соул и R’n’B в джазе привело к созданию жанра, спектр которого, действительно, довольно широк - от сильной джазовой импровизации до соула, фанка и диско с джазовыми аранжировками, джазовых рифов и джазовых соло, а иногда и соул-вокала. Джаз-фанк, прежде всего, американский жанр, где эта музыка была популярна в 70-х и начала 80-х годов прошлого века. Нельзя не  отметить популярность его и в клубах Англии в середине 1970-х годов. Некоторые жанры также включают отдельные элементы соул-джаз и джаз-фьюжн, но ни один из них полностью не может конкурировать с  джаз-фанком. Примечательно, что джаз-фанк содержит меньше вокала, нежели инструментальной импровизации, чем соул-джаз, и содержит более  сильный грув по сравнению с некоторыми произведениями фьюжн джаза.

Джаз-фанк имеет более свинговый ритм, в сравнении с классическим джазом, что делает его танцевальным. И неудивительно, что этот поджанр созвучен со стилем фанк, создавшим характерный грув-ритм, распространенный барабанщиками Джеймсом Брауном, Клайдом Стабблфилдом и Джоном «Джейбо» Старксом. Еще одной особенностью джаз-фанка является использование электронных инструментов, таких как электро-бас-гитары, электрооргана, а также аналоговых электронных инструментов. Так, например Херби Хэнкок использовал синтезаторы Муга. Также популярными  стали синтезаторы компании «ARP» - «Odyssey» и «Струнный ансамбль», и Клавинет D6 фирмы Hohner. Еще одной особенностью джаз-фанка является смена пропорций между композицией и импровизацией в сторону подчеркнутой мелодии и аранжировки.

Концепция джаз-фанка настолько отличалась от канонов классического джаза, что консервативные музыканты называли джаз-фанк «коммерческим джазом», или «джазом для танцевальных залов». Это привело к спорам вокруг «джазовости» джаз-фанка, что в свою очередь привлекло внимание к джазу в целом, способствовав его популярности.

Не смотря на коммерческий формат, джаз-фанк все же остается «слишком джазовым». Аранжировки в джаз-фанке сложнее, чем, скажем R’n’B, взаимодействие певца с аудиторией  ограничено, и большее внимание сосредоточено на музыке.

Джаз-фанк долго самоутверждался как музыкальный стиль: в джазовой среде его не признавали, а на вершины поп-чартов ему тоже не удавалось пробиться. В ночных клубах Великобритании в середине 70-х годов, такие ди-джеи, как Колин Кертис  (Манчестер), Грэм Уорр и Шон Уильямс (Бирмингем), Йан Дьюхерст и Пол Скофилд (Лидс) активно пропагандировали этот жанр.

В конце 80-х годов, джаз-фанком начинают интересоваться такие ди-джеи, как Норман Джей и Жиль Петерсон - «копатели» редкого грува в Англии -  любители отыскивать в прошлом и заново открывать интересные мелодии. Из известных британских джаз-фанк коллективов того периода отметить «Beggar & Co», «Incognito» и «Level 42». Наиболее популярные их композиции - «Somebody Help Me Out» (слушать композицию онлайн можно перейдя по ссылке), 1981 года («Beggar & Co»), «Always There», 1991 года, («Incognito»), «Lessons in love», 1986 года, («Level 42»).

В США этот стиль популяризировали хип-хоп ди-джеи, например, Марли Марл. В результате, джазовая общественность и поп-продюсеры начинают более серьезно относиться к этому жанру. Сегодня мало кто решается оспорить влияние на джаз таких музыкантов, как Эдди Хендерсон, Дональд Берд и Херби Хэнкок. Братья Майзелл получили официальное признание и награды, и до настоящего времени их работы выступают сэмплами в современных композициях.

Надо отметить, что взгляды на джаз-фанк британских и американских музыкантов разняться. Англичане больше тяготеют к танцевальной музыке, их фанк-джаз поп-ориентирован, в отличие от их американского. Яркие представители «штатовского» фанка - Херби Хэнкок, Билли Кобэм и Эдди Хендерсон – в своих композициях больше внимания уделяют импровизации.

Стоит также отметить, что более известное движение эйсид-джаз часто рассматривается как повторное открытие джаз-фанка, интерпретированного или созданного  современными композиторами 90-х годов. Одним из самых ярких примеров является группа US3, основанная Петерсоном и Эдди Пиллером.

Херби Хэнкок посвятил джаз-фанку много альбомов, включая «Упорный», «Мужчина-ребенок», «Потоп», «Секреты», «Солнечный свет» и «Мистер Хэндз». В эру пост-джаз-фанка, в начале 1980-х, он внес электронное влияние в джаз-фанк создав такие альбомы как «Future Shock» и «Sound-System».

К сожалению, среди современных коллективов сложно назвать представителей джаз-фанка, однако некоторые исполнители, такие как Jazzanova или  Kaidi Tatham, также  известный как Agent K, используют элементы джаз-фанка. Такие движения получили название nu jazz и broken beat. Да и такие стили, как R&B и hip-hop, позаимствовали у джаз-фанка некоторые элементы звучания, разобрав на семплы самые известные композиции.





Опубликовано на сайте: 29.10.2012

Автор: Эд Пухов

Источник: http://www.prostosound.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма